Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Васильевская средняя школа" Белогорского района Республики Крым

297611, Российская Федерация, Республика Крым, Белогорский район, с. Васильевка, ул.А.Каманская, 55

Эл. почта Vasilevskayaosh@gmail.com

МБОУ "Васильевская средняя школа"

Адрес: 297611, Российская Федерация, Республика Крым, Белогорский район, с. Васильевка, ул.А.Каманская, 55
Телефон:(806559)9-73-40            +79788452941
Эл. почта: Vasilevskayaosh@gmail.com

 

  1. Общие положения

 

Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального (основного) общего образова­ния (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образова­нии в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3, Федеральным государственным обра­зовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министер­ства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (далее - ФГОС НОО), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010 г. №1897 (далее - ФГОС ООО), постановлением Главного санитарного врача РФ от №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10),письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960,письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность обучающихся - специально организованная деятельность обу­чающихся 1-4 (5-9) классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательной организации (далее - ОО), отличная от урочной системы обу­чения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность обучающихся, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образователь­ной программы.

Содержание занятий внеурочной деятельности обучающихся формируется с учетом по­желаний обучающихся и их родителей (законных представителей).

При организации внеурочной деятельности обучающихся ОО могут использоваться воз­можности организаций дополнительного образования, культуры, спорта.

  1. Основные цели и задачи
    1. Целью внеурочной деятельности обучающихся является содействие в обеспечении до­стижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 (5-9) классов в соответствии с ФГОС НОО (ФГОС ООО).
    2. Внеурочная деятельность обучающихся направлена на реализацию индивидуальных по­требностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направлен­ных на развитие детей.
    3. Занятия внеурочной деятельности обучающихся способствуют удовлетворению индиви­дуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспита­ние);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстети­ческих идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  1. Направления, формы, виды организации и классификация результатов внеурочной деятельности обучающихся
    1. Внеурочная деятельность обучающихся организована:

 - по направлениям:

спортивно-оздоровительное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное;

духовно-нравственное;

социальное ;

- по видам: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое об­щение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творче­ство (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, ту­ристско-краеведческая деятельность;

- в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые ис­следования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстни­ками, педагогами, родителями.

    1. Классификация результатов внеурочной деятельности обучающихся:
  • первый уровень результатов внеурочной деятельности включает приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряе­мых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социаль­ной реальности и повседневной жизни;
  • второй уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, се­мья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социаль­ным реальностям в целом;
  • третий уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды образовательной организации.
  1. Права, обязанности и ответственность участников образовательной деятельности
    1. Администрация МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым:
  • разрабатывает раздел учебного плана по организации внеурочной деятельности обучающих­ся 14 (5-9) классов с учетом результатов анкетирования родителей и обучающихся;
  • организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программ внеурочной дея­тельности обучающихся;
  • составляет расписание внеурочной деятельности с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих данную деятельность;
  • осуществляет в течение учебного года постоянный контроль за выполнением программ вне­урочной деятельности обучающихся;
  • осуществляет контроль за ведением журналов внеурочной деятельности;
  • в соответствии с разделом 8 настоящего Положения заключает договоры о совместной дея­тельности с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта об организации внеурочной деятельности для обучающихся МБОУ «Васильевская СШ»;
  • организует мониторинговые исследования результатов внеурочной деятельности обучаю­щихся с ежегодным отражением итогов в материалах внутренней системы оценки качества образования МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым.
    1. Контроль за организацией внеурочной деятельности в МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым осуществляет заместитель ди­ректора по воспитательной работе по плану, утвержденному директором МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым по следу­ющим направлениям:
  • оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности;
  • организация проведения занятий внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом и расписанием;
  • посещаемость занятий внеурочной деятельности;
  • система оценки результатов обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
    1. Классный руководитель:
  • организует работу по анкетированию родителей и обучающихся с целью определения направлений внеурочной деятельности для обучающихся класса;
  • доводит до сведения родителей (законных представителей) график внеурочной деятельности и вносимые в него изменения;
  • осуществляет постоянный контроль за посещаемостью учащимися 14 (5-9) классов занятий внеурочной деятельности;
  • ведет учет внеурочной деятельности обучающихся, посещающих учреждения дополнитель­ного образования, культуры, спорта (наименование кружка, секции, количество часов в не­делю, результативность);
  • участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучаю­щихся.
    1. Деятельность педагога внеурочной деятельности обучающихся регламентируется Уста­вом МБОУ «Васильевская  СШ» Белогорского района Республики Крым, Правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями, локальными акта­ми МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым.

Педагог внеурочной деятельности:

  • разрабатывает программу внеурочной деятельности;
  • обеспечивает ведение документации педагога, регламентирующей внеурочную деятельность;
  • совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями) осу­ществляет постоянный контроль за посещаемостью обучающимися занятий внеурочной дея­тельности;
  • фиксирует результаты внеурочной деятельности обучающихся в журнале внеурочной дея­тельности;
  • оказывают помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио достижений по ре­зультатам внеурочной деятельности;
  • участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучаю­щихся.
    1. Родители (законные представители) обучающихся:
  • участвуют в анкетировании с целью определения направлений внеурочной деятельности для обучающегося;
  • несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности;
  • оказывают помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио достижений обуча­ющегося.
  1. Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся
    1. Программы внеурочной деятельности обучающихся могут быть разработаны педагогами самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных про­грамм.
    2. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет самостоятельно (исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счѐт интеграции ресурсов ОУ и ресурсов дополнительного образования детей).
    3. Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
    4. Оптимальная продолжительность ежедневных занятий внеурочной деятельности обуча­ющихся составляет не более 2 часов, наполняемость групп от 5-10 человек.
    5. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности организации образовательной деятельности МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым с це­лью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
    6. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифи­цированных мониторинговых исследований для внутренней системы оценки качества образо­вания (далее ВСОКО), составления портфолио достижений обучающегося в целях определения эффективности внеурочной деятельности.
    7. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности обучающихся, в том числе утвержденным СанПиН 2.4.2.2821-10.
    8. Выбор формы внеурочной деятельности обучающихся должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня (пункт 3.2. настоящего Положения). При разра­ботке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к ре­зультатам другого.
  2. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п.

 

  1. Типы образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся

В определении содержания программ педагог руководствуется педагогической целесо­образностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (закон­ных представителей). По содержанию программы внеурочной деятельности могут быть:

  • комплексные - предполагающие последовательный переход от воспитательных резуль­татов первого уровня к результатам третьего уровня (пункт 3.2. настоящего Положения) в различных видах внеурочной деятельности;
  • образовательные - ориентированные на достижение результатов определенного уровня (пункт 3.2. настоящего Положения);
  • образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и другие;
  • возрастные образовательные программы, которые соотносятся с возрастными критерия­ми: для младших школьников и др.;
  • индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для ода­ренных детей, с особенностями состояния здоровья, развития.
  1. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся
    1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спор­та на основе договора о совместной деятельности.
    2. Механизмы интеграции:
  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информацион­ными, финансовыми, материальнотехническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

 

При условии обучения учащихся в учреждении дополнительного образования и отсутствия у них пропусков занятий без уважительной причины считать часы учебной нагрузки в данных учреждениях как часы внеурочной деятельности по соответствующим направлениям.

 

  1. Этапы организации внеурочной деятельности
    1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образо­вательной программы начального и основного общего образования определяет ОО.
    2. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в выборе направле­ний и форм внеурочной деятельности посредством анкетирования в конце учебного года (ап­рель-май).
    3. Для родителей (законных представителей) и обучающихся, прибывших в ОО в течение учебного года, анкетирование по определению направлений внеурочной деятельности из уже имеющихся в Учебном плане проводится в течение 7 учебных дней со дня издания распоряди­тельного акта о зачислении обучающегося в ОО.
    4. Для обучающихся первых классов набор модулей программы внеурочной деятельности определяется на информационном родительском собрании в апреле-мае.
    5. До 05 сентября формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности и издается соответствующий распорядительный акт.
    6. Для проведения занятий внеурочной деятельности педагог формирует группу из обуча­ющихся одного класса, параллели или разновозрастную группу.
    7. Занятия внеурочной деятельности, предполагающие активную двигательную активность обучающихся (подвижные игры, экскурсии, хореография и т.д.), начинаются не ранее, чем че­рез 15 минут после окончания последнего урока.
    8. Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут. В 1-ом классе используется ступенчатая система обучения (продолжительность занятия от 30-ти минут в начале года, до 40 минут к концу обучения в 1-ом классе).
    9. Перемены между занятиями внеурочной деятельности должны быть продолжительно­стью не менее 10 минут.
  2. Документация

 

    1. Документация заместителя директора по воспитательной работе:
  • учебный план (раздел планирования внеурочной деятельности);
  • результаты анкетирования родителей и обучающихся(заявления) по определению направлений вне­урочной деятельности в МБОУ «Васильевская СШ» Белогорского района Республики Крым;
  • договоры с организациями дополнительного образования о совместной деятельности;
  • план контроля внеурочной деятельности в системе ВСОКО;
  • распорядительные акты:
  • об утверждении программ внеурочной деятельности обучающихся (до 01 сентяб­ря)
  • об организации внеурочной деятельности на учебный год (до 01 сентября);
  • об утверждении списков обучающихся в соответствии с выбором родителями программ внеурочной деятельности на данный учебный год (до 05 сентября);
  • о внесении изменений в списки обучающихся (в течение учебного года);
  • расписание внеурочной деятельности;
  • аналитические справки по итогам контроля внеурочной деятельности и материалы мо­ниторинговых исследований результатов внеурочной деятельности обучающихся с от­ражением итогов во ВСОКО.
    1. Документация классного руководителя:
  • Анкеты родителей и обучающихся для определения направлений внеурочной деятельно­сти (приложение 1);
  • заявления родителей о зачислении ребенка для обучения по программам внеурочной де­ятельности (приложение 2);
  • общая карта занятости обучающихся класса (приложение 3).
    1. Документация педагога:
  • программа внеурочной деятельности;
  • журнал внеурочной деятельности;
  • материалы результатов внеурочной деятельности: видео, фотографии, дипломы и др. до­кументы, подтверждающие участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, выставках и т.д.
    1. Проведение занятий по внеурочной деятельности фиксируется в специальном журнале. Требования к ведению журнала внеурочной деятельности:
      1. Журнал должен содержать следующую информацию:
  • название программы внеурочной деятельности;
  • Ф. И. О. педагога, проводящего занятия;
  • фамилии, имена обучающихся;
  • класс, дата проведения занятий;
  • форма проведения и содержание занятий.
      1. В разделе "Содержание" записывается тема занятия в соответствии с тематическим планированием.
      2. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать требования к оформлению классных журналов.
 

 

Приложение 1

 

АНКЕТА

«Ваши запросы и пожелания
по организации внеурочной деятельности обучающихся»

Цель: изучение запросов родителей по выбору занятий внеурочной деятельности для своих де­тей

Фамилия, имя, класс обучающегося

Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя обучающегося)

• Выделите интересуемые направления и занятия внеурочной деятельности

Направления

 

Названия кружков и секций

(предложения ОО)

Количество часов в неделю

Спортивно-

оздоровительное

 

 

 

Общекультурное

 

 

 

 

 

 

Общеинтелектуальное

 

 

 

 

 

 

Социальное

 

 

 

Духовно-нравственное

 

 

 

Будем рады вашим предложениям:

 

 

 

«__ »__________ 201___ год

 

 
   

Подпись родителя /__________________________________ /

 

 

Приложение 2

 

Директору_______

наименование ОО

Ф.И.О. родителя

заявление.

Прошу зачислить мою дочь (сына) _____

(нужное подчеркнуть)                                                         Ф.И. ребенка

в группы для обучения по программам внеурочной деятельности

Наименование программы

Учитель

Количество часов в неде­лю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«__ »__________ 201___ год

 

 
   

Подпись родителя /___________________________________ /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

Ф.И.О.

обучающихся

 

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

Социальное

Направление внеурочной деятельности в ОО

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

 

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

Духовно-нравственное

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

 

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

Общеинтеллектуальное

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

 

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

Спортивно-

оздоровительное

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

 

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

Общекультурное

 

 

 

 

наимено­вание про­граммы (колич. часов)

 

 

 

 

 

Наименование кружка и организации

(колич. часов)

Занятость в организациях дополнительного образования

 

 

 

 

 

Наименование кружка и организации

(колич.часов)

 

 

 

 

 

Наименование кружка и организации

(колич. часов)

 

 

 

 

 

Общий объем