Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Васильевская средняя школа" Белогорского района Республики Крым

297611, Российская Федерация, Республика Крым, Белогорский район, с. Васильевка, ул.А.Каманская, 55

Эл. почта Vasilevskayaosh@gmail.com

МБОУ "Васильевская средняя школа"

Адрес: 297611, Российская Федерация, Республика Крым, Белогорский район, с. Васильевка, ул.А.Каманская, 55
Телефон:(806559)9-73-40            +79788452941
Эл. почта: Vasilevskayaosh@gmail.com

Школьное самоуправление

Ученическое самоуправление

              

 

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.                                         

Органы власти и управления школьной Республики

  • Президент школы.  Саламова Диана
  • Вице- президент. Гафарова Эльмаз
  • Министр образования. Шейх- заде Динара
  • Министр культуры.  Лабонина Дарья
  • Министр здравоохранения и спорта.  Аблаев Эрвин
  • Министр труда. Эмирова Эвелина
  • Министр информации и печати. Нуманова Мавиле
  • Министр внутренних дел. Лятифов Али
  • Министр по делам детства. Чернышова Ксения

     

Цель -  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через  освоение навыков социального взаимодействия.

 

Задачи :

Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

Организация деятельности органов ученического самоуправления;

Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного  мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;

Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

                                             

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

 

 Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

 

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

 

 Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

 

Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;

Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;

Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

    

Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного   самоуправления имеет 2 уровня.

 Первый уровень -индивидуальный   уровень – ученик.

Индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;

Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

Воспитание ответственности за порученные дела;

Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Второй уровень - школьное самоуправление.

Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает  работу органов ученического самоуправления.

 Совет школы – высший орган самоуправления школы.

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:

Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;

Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса

 

 

 

Министерства

Ведущий вид деятельности

Содержание

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Познавательная деятельность

предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА

 

 

Спортивно – оздоровительная деятельность

организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ

Художественно – эстетическая деятельность

тематические концерты, фестивали, акции,  праздники, конкурсы, выставки, встречи

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Трудовая деятельность

тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории

 

           

 

 

 

  Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

 

 

Основные формы ученического самоуправления.

  • Заседания Совета ученического самоуправления;
  • Участие в работе собрания;
  • Участие в работе ученических и родительских собраний;
  • Проведение благотворительных и иных акций;
  • Проведение социологических опросов;
  • Участие в работе творческих групп;
  • Проведение круглых столов;
  • Организация и проведение досуговых мероприятий;
  • Организация и проведение спортивных соревнований;
  • Другие формы работы.
  • Управление развитием ученического самоуправления.

 

          Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование   (коррекция) и снова анализ.

Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий  цикл.

Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором ВР);

Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)

Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором, ВР и классными руководителями)

Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);

Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)

Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

 

«Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);

«Отечество» (гражданско-патриотическое);

«Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);

«Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).

«Право и закон» (профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).

 По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены  в планировании на год.

  Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик  может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

   Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий  педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

  Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им   права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

 Нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления:

- Устав школы

- Положение об ученическом самоуправлении

- Конвенция о правах ребёнка

- Конституция Российской Федерации

- Закон об образовании

- Всеобщая декларация прав человека

- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

Ученическое самоуправление в школе позволит:

Расширить кружки по интересам;

Приобрести навыки общения в режиме реального времени;

Выработать личную ответственность;

Неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;

Скоординировать действия ученических коллективов;

Научить культуре деловых отношений;

Научить ведению официальной документации;

Сформировать ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое и т. д.);

Обеспечить защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма. Безнадзорности и т.д.);

Оказать помощь в выборе профессии4

Выявить учащимся свои возможности и реализовать их;

Выявить лидеров;

Повысить уровень воспитанности школьников;

Развить ответственность и самостоятельность у детей;

Успешно социализироваться в современном обществе.

Данная модель ученического самоуправления предоставляет обучающимся реальную возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса. В нашей школе, мы взрослые, видим в ребёнке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе.